Налоговый вычет за страхование
Что это такое?
Налоговый вычет – это сумма, на которую налоговые резиденты РФ имеют право уменьшить налогооблагаемую базу или вернуть часть уже уплаченного в течение года налога.
Расходы на добровольное страхование жизни попадают под возврат в рамках социального налогового вычета (п. 4 ст. 219 НК РФ). В эту категорию также входят расходы на благотворительность, обучение, лечение, занятие спортом и пенсионное обеспечение.
Сколько можно вернуть?
Вы можете вернуть до 13% от суммы взносов по договору накопительного или инвестиционного страхования жизни, но не более 19 500 ₽. Это связано с тем, что лимит расходов, который учитывается при расчете вычета, составляет 150 000 ₽. Более того, это совокупная сумма для всех социальных вычетов.
Условия получения
-
Договор страхования жизни заключен на срок не менее 5 лет;
-
У вас имеется доход, облагаемый налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) по ставке 13%;
-
Договор страхования заключен в вашу пользу или в пользу супруга (супруги), детей, родителей (ваших ближайших родственников).
Налоговый вычет за страхование можно оформить в течение 3 лет после уплаты страховой премии (страхового взноса).
Если страховая программа предполагает осуществление единовременного взноса, то вы имеете право на однократное оформление налогового вычета. В случае, если по договору страхования жизни необходимо совершать ежегодные взносы, вы имеете право подавать заявление на получение налогового вычета ежегодно!
Способы получения
Через работодателя
При таком способе получения вычета заявить о расходах на страхование можно в текущем календарном году и в этом же году его получить.
Вам понадобятся следующие документы:
- заявление на получение налогового вычета в свободной форме;
- уведомление из налоговой о подтверждении права на социальный вычет;
- копия договора страхования жизни;
- копия лицензии Страховщика;
- документы об уплате страховых взносов, которые можно запросить у страховщика:
- в личном кабинете;
- через форму обратной связи;
- по электронной почте info@rshbins-life.ru;
- по телефонам 8 (800) 500 87 78
(звонок по России бесплатный)
или +7 (495) 745 99 55.
- документы, подтверждающие степень родства с лицом, в пользу которого налогоплательщик уплатил страховые взносы:
- супруг – свидетельство о браке;
- ребенок – свидетельство о его рождении/ усыновлении;
- родители – собственное свидетельство о рождении/усыновлении.
Через Федеральную налоговую службу (ФНС)
При самостоятельном обращении в ФНС, необходимо дождаться окончания года, в котором вы оплатили взносы по договору страхования жизни.
Для оформления вычета вам понадобятся следующие документы:
- декларация 3-НДФЛ (заполненная от руки или электронно);
-
справка о доходах 2-НДФЛ с места работы;
-
копия договора страхования жизни;
- копия лицензии Страховщика;
- документы об уплате страховых взносов, которые можно запросить у страховщика:
- в личном кабинете;
- через через форму обратной связи;
- по электронной почте info@rshbins-life.ru;
- по телефонам 8 (800) 500 87 78 (звонок по России бесплатный)
или +7 (495) 745 99 55. - документы, подтверждающие степень родства с лицом, в пользу которого налогоплательщик уплатил страховые взносы:
Вы можете предоставить документы лично в отделение ФНС по месту регистрации или прописки, через представителя по нотариально заверенной доверенности,
- супруг – свидетельство о браке;
- ребенок – свидетельство о его рождении/ усыновлении;
- родители – собственное свидетельство о рождении/усыновлении.
а также в личном кабинет на сайте ФНС или через «Госуслуги».
Срок выплаты
Максимальный срок камеральной проверки по социальному налоговому вычету при его получении в налоговом органе составляет 3 месяца, по завершении которой деньги поступят на ваш банковский счет.
При получении социального налогового вычета у работодателя, излишне удержанная сумма будет перечислена работодателем в течение 3 месяцев со дня получения заявления о возврате.
Узнать больше о том, что такое налоговый вычет, кто имеет право его получить и какие есть дополнительные нюансы при оформлении, вы можете в статье в нашем блоге "Как оформить налоговый вычет по страхованию жизни и здоровья".
Пошаговая инструкция
Значительная часть людей сталкиваются с необходимостью получить социальный налоговый вычет (СНВ) за расходы на страхование жизни. Многих это может поставить в тупик, так как данный процесс достаточно сложный, требует много документов и участия. Чтобы немного облегчить его, мы подготовили для вас подробную инструкцию.
- Для начала определитесь со способом подачи документов
- Через вашего работодателя. Необходимо заявить о затратах на страхование в рамках текущего года; как правило, компенсация выплачивается в этот же период, т.е. в этом же году. Процесс не требует оформления декларации 3-НДФЛ или прохождения камеральной инспекции.
- Прямое обращение в налоговую службу. Если вы решили обратиться напрямую, вам нужно будет подождать, когда закончится финансовый год, за который выплачивались взносы. В этом случае получить СНВ можно в течение трех последующих лет. Оформление проходит через личный кабинет на портале ФНС, где предзаполнены основные сведения.
Подготовьте и отправьте документы
Для тех, кому удобнее действовать через работодателя, необходимо:
- Запросить справку из налоговой о подтверждении права на социальный вычет. Чтобы получить справку, подтверждающую право на социальный налоговый вычет, следует воспользоваться личным кабинетом на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС). Для этого перейдите в раздел «Жизненные ситуации», выберите вкладку «Запросить справку и другие документы», а затем кликните на опцию «Получить справку о подтверждении права на получение социальных вычетов». После этого ФНС отправит уведомление о подтверждении вашего права на вычет непосредственно вашему работодателю.
- Оформить заявление на налоговый вычет.
- Приложить копии лицензий страховой компании, страхового договора, чеки об оплате взносов, а также документы, удостоверяющие родство с застрахованным лицом.
При обращении напрямую в налоговую:
- оформите декларацию 3-НДФЛ через портал ФНС (для этого необходимо зайти в свой личный кабинет и найти там раздел “Жизненные ситуации”, в нем вы сможете заполнить онлайн нужную форму)
- получить неквалифицированную электронную подпись (В вашем профиле на сайте ФНС есть отдельный раздел «Электронная подпись». Перейдя в него необходимо включить настройку, которая отвечает за хранение подписи в защищенной системе ФНС России. Вам также будет предложено придумать и установить пароль для доступа к ней)
- в личный кабинет нужно подгрузить пакет документов, который будет включать справку 2-НДФЛ с места работы, копии лицензии страховщика и договора со страховой, документы об уплате страховых взносов и подтверждающие степень родства с лицом, в пользу которого делались страховые взносы (как правило, свидетельство о рождении или браке)
Ожидайте результат проверки
Время, необходимое налоговой для проверки всех предоставленных документов, не превышает трех месяцев. С результатами проверки вы сможете ознакомиться в своем личном кабинете на сайте.
Получите выплату
Если подтверждено ваше право на вычет, денежные средства будут показаны на лицевом счете. Для их перевода на банковскую карту нужно указать банковские реквизиты в соответствующем разделе портала. Выплаты начинаются со дня обращения за вычетом и осуществляются в составе заработной платы, без удержания НДФЛ.
Работодатель предоставляет вычет, начиная с месяца, в котором вы обратились к нему с заявлением и документами. Выплата осуществляется в составе зарплаты без удержания 13% НДФЛ до тех пор, пока размер вычета не достигнет суммы компенсации.